Лучший момент, когда судно отплывает и метр за метром удаляется от пристани. Предвкушение, что оно постепенно унесет от шумной суматохи Стамбула, хотя по-прежнему остаешься в центре города, превращается в уверенность. Из трубы выбрасывается черный дым, вода Босфора закипает за кормой. Всегда есть кто-то, кто, опаздывая, прыгает с берега на палубу. И всегда есть пассажир, выражающий осуждение.
Но так же прекрасен момент, когда корабль набирает скорость. Влажный морской ветер дует в лицо, он приносит запахи соли и водорослей, а дома и дворцы Стамбула кажутся игрушечными. Солнце отражается в окнах зданий — слева Голубая мечеть, справа башня Галата. При взгляде отсюда видны маленькие домики, которые карабкаются на холмы города и вырастают вокруг площади Таксим в небоскребы.
Корабли плывут через воды Босфора, искусно лавируя мимо лесозаготовительных и нефтяных танкеров, мелких судов, паромов, транзитных кораблей. Из Черного моря двигаются титаны в Мраморное море и обратно. Мальчик балансирует подносами с дымящимся черным чаем над головами пассажиров. Другие предлагают, громко крича, свежий айран, соленый турецкий йогуртовый напиток, или симит, хрустящие запеченные с кунжутом бублики.
Большинство стамбульцев завтракают или ужинают на корабле, отправляясь утром на работу и возвращаясь вечером. Можно слегка утолить голод перед домашней вечерней трапезой в одном из небольших ресторанов вдоль Босфора. Чайки следуют за кораблем, с криками набрасываясь на кусочки симита, выброшенные пассажирами. И всегда находится пассажир, который утверждает, что чайки на азиатской стороне гораздо более ловкие, чем на европейской.
Самые удобные места – это скамейки у перил на палубе. Вода здесь так близко, что можно почувствовать брызги на лице, когда рассыпается волна. Встречные суда носят названия турецких рок-звезд или городков, которые вытянулись, как жемчужины на нитке, по берегам Босфора. Иногда судно проходит так близко, что можно различить лица людей на нем. По крайней мере, один из пассажиров обязательно помашет рукой. На корабле школьники, студенты, служащие и рабочие.
Корабль еще только швартуется, а люди уже спешат покинуть его. Молодые люди и девушки украдкой обмениваются взглядами — многие стамбульцы знакомятся на Босфорском проливе, он становится местом тайных встреч. Стамбульцы любят свои корабли. Когда городской совет решил, что пора их модернизировать, жителям города позволили решать в опросе, какими должны быть новые модели. Стамбульцы доказали свой вкус: их выбор пал на судно, которое внешним дизайном один в один было похоже на прежний корабль.