Царствование султана Сулеймана I (Кануни) было периодом, когда формировался мир и строились памятники, которые прославлялись веками. Когда Кануни приказал, чтобы архитектор Мимар Синан построил мечеть от своего имени, то великий архитектор выбрал один из холмов с видом на Золотой Рог. Проекты были составлены заранее, чтобы продемонстрировать, как комплекс будет выглядеть после его завершения. Ожидалось, что мечеть принесет городу гармонию.Архивные документы о комплексе Сулеймание, транслитерированные сотрудниками Института экономической истории Турции, с оценками историка Омера Лютфи Баркана, были собраны для создания оригинальной работы под названием «Süleymaniye Camii ve İmareti İnşaatı». Кроме того, книга Танджу Чантай «XVI-XVII. Yüzyıllarda Süleymaniye Camii ve Bağlı Yapıları» является еще одной работой, которая тщательно исследует эту тему.
Мимар Синан сначала работал над чертежами и макетом комплекса. Строительная площадка была расширена и выровнена. К июню 1550 года началось строительство комплекса Сулеймание, включая мечеть. Во время церемонии закладки фундамента, в которой также принял участие сам Кануни, сначала раздали милостыню бедным, получили их благословения и принесли жертвы. Şeyhülislam Ebussuud Efendi заложил первый каменный фундамент в присутствии ученых, государственных деятелей и простых людей для стены, которая станет михрабом, ниша в стене мечети указывает направление Мекки. После чтения Корана были совершены молитвы.
Строительство комплекса продолжалось годами. Материалы и мастера были привезены со всех уголков империи. Корабли и повозки несли постоянный поток материалов из камня, мрамора, кирпича, песка и древесины. Камни обычно доставлялись из Давутпаша, Хазнедара, Измита и Михалича. Белый мрамор с острова Мраморного моря. Две гигантские гранитные колонны были привезены из Стамбула, а две другие из Баальбека. Мрамор из руин древних зданий в Салониках, Изнике и Газе также использовался. Кроме того, колонны и мрамор были привезены из разных мест в Стамбуле, а также из Аданы, Козана, Тарса, Чандарлы, Муданья, Мута, Силифке, Караташа, Гюльнара и Селенди.Древесина была привезена из Ахолу, Ахьязы, Айдоса, Биги, Гейнюка, гор Истранки, Измита, Кандиры и Сучеболу. Крепления внутренних железных зажимов, которые прикрепляли камни мечети, были привезены из Самакова, а свинец, использованный для покрытия куполов, был приобретен на шахтах в Сербии. Керамическая плитка была изготовлена в Изнике и Стамбуле.
Работа на стройке никогда не прекращалась, кроме пятницы и религиозных праздников. Строительство продолжалось даже зимой, с меньшим количеством рабочих. В строительстве работали резчики камня, ведущие поставщики, плотники, декораторы, грузчики, строители и их мастера, а также наземные экскаваторы. При строительстве комплекса трудились как мусульманские, так и христианские мастера, ремесленники. Кроме того, пленники и призывники также участвовали в строительстве. Когда определенные этапы строительства, такие как закрытие купола, завершение полудомов и соединение арок имаретов, были закончены, то распределяли подарки, медовые щербеты, были принесены жертвы.
Многие великие мастера приняли участие в строительстве мечети Сулеймание. Работы по каллиграфии в мечети выполняли каллиграфы Ахмед Карахисари и Хасан Челеби, а Кара Меми закончил рисованные картины. Мастера того времени, такие как Хаджи Мехмед, работали над стеклом, Накшаш Мехмед — над отделкой, а Устат Ахмед — над деревом. Главные ворота мечети были построены Софи Салихом, ворота внутреннего двора Хачи Салихом и Михрап Коньялы Яхья.На рассвете 16 августа 1556 года центральный купол мечети диаметром 27,4 метра был закрыт. Минареты были завершены в декабре 1556 года. Комплекс Сулеймание был построен за сравнительно короткий семилетний период, после того как было израсходовано 59 760 180 аксе, то есть примерно треть ежегодных денежных доходов империи. Почти две трети расходов было потрачено на ремесленников и рабочих, а одну треть на материалы.