Древний город Аспендос расположен на юге Турции, в старинном регионе Памфилии на реке Эвримедон. Акрополь находится около 60 м над уровнем моря, на холме с плоским верхом со многими сохранившимися памятниками, включая Нимфей, Базилику, Рыночное строительство и Одеион.
Эвримедон был судоходной рекой и имел доступ к городу. Это была главная причина процветания населенного пункта. Как археологические памятники, так и исторические источники подтверждают, что Аспендос был построен в древнем мире к 5 веку до н.э. с приходом персов в Памфилию и продолжал сохранять свою значимость до тех пор, пока земли были под контролем Александра и Малой Азии.Ранняя археология в настоящее время расследуется, а последние результаты раскопки позволили узнать о городе еще больше. Недавние исследования пролили свет на культуры из раннего железного века. Монументальные здания в основном относятся к эллинистическому и римскому периодам. В настоящее время известно, что до поселения византийцев и сельджуков здесь существовало иное сообщество.
Каждый год Аспендос посещают около 400 000 человек, в основном из-за его великолепного римского театра. «Это не то, что я когда-либо видел раньше», — так британский археолог Дэвид Джордж Хогарт описал театр Аспендоса в 1909 году в параграфе, который гласит: «Возможно, вы видели амфитеатры в Италии, Франции, Далмации и Африки; храмы в Египте и Греции; дворцы на Крите; вы можете быть насыщены древностью. Но вы не видели театр Аспендоса».Это описание по-прежнему актуально сегодня, потому что в городе Аспендос находится самый сохранившийся древний театр мира. Кроме того, этот богато украшенный памятник несет следы разных исторических периодов, включая римский и сельджукский. Первоначально он был построен во время правления римского императора Марка Аврелия между 160-180 гг. Надпись на западной входной стене указывает, что архитектором был Зенон.
Памятник является одним из крупнейших в своем роде, с фасадом шириной около 100 метров и высотой 22 метра. Уникальность заключается во впечатляющем уровне сохранности и в богатстве архитектурных украшений. Новые исследования показали, что вместительность театра составляет 7300-7600 человек (ширина посадки 45 см на человека). Это число может увеличиться до 8500 человек, если бы лестницы использовались как места для сидения во время популярных спектаклей в Древние времена. Кавеа разделена на две части горизонтальным проходом, называемым диазомой. Нижняя часть содержит 20 рядов сиденья, а верхняя — 21 ряд. Уникальной также является крытая галерея, поднятая над всем периметром пещеры. Хотя она частично реконструирована, но является наиболее сохранившимся примером в Малой Азии и за его пределами.Двухэтажное здание, украшенное изысканным архитектурным орнаментом, все еще стоит на высоте. Сцена была доступна через пять дверей. Центральный затвор является самым большим и окружен двумя дверями уменьшающихся размеров с обеих сторон. Сцены для актеров, вероятно, была демонтирована. Сам фасад был великолепно украшен и состоял из антаблей, поддерживаемых монолитными колоннами. Фризы нижнего этажа украшали гирлянды, свисающие с букрании. Они поддерживали одинаково богато вырезанные карнизы, которые, в свою очередь, были увенчаны фронтонами разной формы. Хотя выступающих элементов фасада больше нет, оставшиеся их части по-прежнему обеспечивают отличную идею оригинального монументального здания. Памятник также имеет огромное значение для понимания того, как использовалась акустика в древние времена.