Троя, также называемая Илиос, — древний город в северо-западной Анатолии, который занимает прочное место в литературе и археологии. Легенда о Троянской войне является самой примечательной темой из древней греческой литературы и составляют основу «Илиады» Гомера. Хотя фактическая природа и размеры исторического поселения остаются предметом научных дискуссий, руины Трои в Хисарлыке, Турция, являются ключевыми археологическими памятниками, многие слои которых иллюстрируют постепенное развитие цивилизации в северо-западной Малой Азии.Древняя Троя командовала стратегическим пунктом у южного входа в Дарданеллы (Hellespont), узкий пролив, связывающий Черное море с Эгейским через Мраморное. Город также управлял сухопутным маршрутом, который пролегал на север вдоль западного анатолийского побережья и пересекал самую узкую точку Дарданелл на европейском берегу.
Троад (греческая Троя; «Земля Трои») — это район, образованный северо-западной проекцией Малой Азии на Эгейском море. Современные руины самой Трои занимают западную оконечность низко спускающегося хребта в крайнем северо-западном углу Троада. Менее чем в 6 км к западу, через равнину реки Скамандер (Кючук Мендерес), находится Эгейское море, а к северу — узкий пролив Дарданеллы.
Приблизительное местоположение Трои было хорошо известно из ссылок в работах древнегреческих и латинских авторов, включая Гомера, Геродота и Страбона. Но точное местонахождение города оставалось неизвестным до наших дней. В течение долгого времени считалось, что большой холм, известный как Хисарлык, содержит руины города Илион или Илиум, который процветал в эллинистическую и римскую эпоху. В 1822 году Чарльз Макларен предположил, что это место Трои Гомера, но в течение следующих 50 лет его предложению уделялось мало внимания со стороны ученых-классиков, большинство из которых рассматривало троянскую легенду как просто вымышленное создание, основанное на мифе, а не на истории. Те, кто верил в существование настоящей Трои, думали, что она находится в Бунарбаши (Пынарбашы), недалеко от Хисарлыка. Фрэнк Калверт, ученый археолог-любитель, до 1860 года начал исследовательскую работу на Хисарлыке. Именно он убедил немецкого археолога Генриха Шлимана работать в Хисарлыке.В семи крупных и двух второстепенных кампаниях в период с 1870 по 1890 годы Шлиман проводил крупномасштабные раскопки, главным образом, в центральной части кургана Хисарлык, где он обнажил остатки крепостной стены цитадели. После смерти Шлимана в 1890 году его коллеги продолжили раскопки: Вильгельм Дёрпфельд (1893–94), а затем экспедиция из Университета Цинциннати (1932–38), возглавляемая Карлом Блегеном. По прошествии примерно 50 лет раскопки возобновились (1988–2005 гг.) под руководством археолога Тюбингенского университета Манфреда Корфмана и продолжались после его смерти.
Перед началом раскопок курган поднялся на высоту 32 метра над равниной. Он содержал огромное количество мусора, состоящего из множества четко различимых слоев. Шлиман и Дёрпфельд определили последовательность из девяти основных слоев, представляющих девять периодов, в течение которых дома были построены, заняты и в конечном итоге разрушены. В конце каждого периода, когда поселение было разрушено (обычно в результате пожара, землетрясения или и того, и другого), выжившие, вместо того чтобы убирать обломки, просто выравнивали здание, а затем строили на нем новые дома.Средневековые европейские писатели, незнакомые с Гомером, нашли в легенде Трои богатый источник героического и романтического повествования и удобную структуру, в которую вписывались их собственные придворные и рыцарские идеалы.