«Франкофония» Сокурова вырвалась в лидеры Венецианского фестиваля

0
253

Итальянец Лука Гуаданьино представил фильм «Большой всплеск» — ремейк знаменитого триллера Жака Дерэ «Бассейн» 1969 года, с Аленом Делоном и Роми Шнайдер. Назвав Сокурова одним из немногих культурных гигантов европейского кино, The Hollywood Reporter отметил, что он единственный кинорежиссер, способный собрать переполненный зал на фильм о музее.

Новая работа русского кинорежиссера Александра Сокурова — документально-игровая лента «Франкофония», созданная в сотрудничестве с кинематографистами Германии, Франции и Нидерландов, однако без какого-нибудь финансового участия со стороны РФ, была с восторгом принята зрителями 72-го Венецианского кинофестиваля. «Не актуально, как ведет себя Европа, признает она нас либо нет, любима она нами либо нет». Дали, помнится, пририсовывал Джоконде собственные усы. Это сложная и неудобная для нас коллизия», — говорит кинорежиссер. Кто мы в нашем мире Старого Света — и кто они?

Ну, а в центре «Франкофонии» два портрета, не уступающие портретам европейских мастеров, в галерею которых вглядывается камера Брюно Дельбоннеля (с ним Сокуров снимал «Фауста»).

«Франкофония» повествует историю о сохранении шедевров Лувра в оккупированном немцами в 1940-м году Париже. Его германского единомышленника, графа Вольффа-Меттерниха, — Беньямин Утцерат. Сокуров выступает в кинофильме как главный рассказчик и задает сам себе огромное количество вопросов.

И еще важен вопрос о судьбе искусства во время войн и катастроф. Прежде всего, это фильм-портрет, это лица людей, пришедших к зданию Ленсовета, собирающих баррикады, чтобы противоборствовать путчу ГКЧП, приветствующих освобождение от коммунистов бывших советских республик, а сейчас соседних стран; людей, горестно замерших за минуту скорби по погибшим за эту свободу в Литве. Мы отдельно — а они отдельно.

Российский классик Александр Сокуров в Венеции чувствует себя уверенно и спокойно

СХОЖИЕ СТАТЬИ