Директор Театра Вахтангова удручен некомпетентностью экспертов Института Лихачева

0
305

«Экспертам надо бы знать, что в рамках государственного задания, которое выдает каждому учреждению культуры, и театрам, в том числе, Министерство культуры есть понятие „услуги“, к которым относится и выпуск новых спектаклей», — сказал Крок. Государство участники семинара обвинили в «самоубийственной» культурной политике, благодаря которой спонсируются такие спектакли.

Он также напомнил директору Института Лихачева Арсению Миронову точную цитату академика Дмитрия Лихачева «классики могут нас кормить», которая, по словам Миронова, означает, что «не надо брать бренд классического произведения и под ним продавать свои собственные эксперименты творческие».

И даже постановка «Евгений Онегин» самого консервативного из радикалов современного театрального сообщества Римаса Туминаса не устроила экспертов.

Интерпретаторы классических произведений, считает директор театра, используют пришедшую из маркетинга технологию декодирования, «когда за основу берется образ депрессивного региона и он подается как туристически привлекательный».

Доктор филологических наук Ирина Гречаник заявила, что атмосфера спектакля «Борис Годунов», поставленного в «Ленкоме» режиссером Константином Богомоловым, — это «тотальный цинизм», что противоречит пушкинскому замыслу. По мнению эксперта, режиссер «разрушает интерпретационный режиссерский театр, который опирается на слово», а «Борис Годунов» превратился в «капустник.».

«Спектакль начинается с дописанного режиссером текста и придуманной современной ситуацией — новостным блоком», — сказано в заключении, где подробно описаны все сцены из пушкинского текста, которыми пренебрег режиссер. «Сталин, кортеж президента, Березовский и документальная хроника свалены в одну кучу». Также эксперта не устроила роль народа в спектакле. На этот раз, как сообщает ТАСС, осуждению подверглись постановки по произведениям Александра Пушкина: «Борис Годунов» Константина Богомолова, «Евгений Онегин» Римаса Туминаса, «Онегин» Тимофея Кулябина и «Руслан и Людмила» Дмитрия Чернякова.

Анализируя постановку Тимофея Кулябина «Онегин», эксперты решили, что все «происходит в отделении психиатрической больницы», отметив начало действия «имитацией бурного секса под простыне». «В этом мире у героев ничего нет, кроме животной страсти, бессмысленности и пустоты», — считает Чернова. На деньги налогоплательщиков ставить вот такое, когда после показа остается ощущение грязи и полного омерзения, это просто преступление. Еще большее недоумение, по его словам, вызывает неосведомленность участников обсуждения в том, как складываются финансово-правовые отношения между Министерством культуры и театрами.

По мнению автора книги «Пушкин и христианство» Ирины Юрьевой, «нынешние режиссеры не дают пощечину общественному вкусу, а потакают общественному безвкусию».

Кирилл Крок

СХОЖИЕ СТАТЬИ