Выход в феврале этого года в прокат фильма «Брат-3» Валерия Переверзева всколыхнул общественность. И хотя изначально заявлялось о том, что фильм не продолжит историю культовой дилогии, многие посчитали это попыткой привлечь внимание и заработать на чужой славе. Между тем, режиссер «Брата» и «Брата-2» сам задумывался о продолжении.
Алексей Балабанов был по-настоящему творческим человеком, который если увлекался идеей, то старался реализовать ее полностью, не бросая на полпути. К сожалению, некоторые его идеи так и остались в виде набросков и замыслов, вероятно, ему бы и их удалось воплотить в жизнь, если бы не скоропостижная смерть в мае 2013 года от острой сердечной недостаточности. 25 февраля талантливому режиссеру исполнилось бы 65 лет.
Балабанов в своих фильмах показывал жизнь без прикрас, часто пугая ее мрачностью и жестокостью. Даже культовый герой его «Брата» — далеко не положительный герой, который, вернувшись с войны, восстанавливает справедливость и помогает восторжествовать добру с помощью оружия и убийств (пусть и плохих парней). Но дилогия о приключениях Данилы Багрова в Петербурге, а затем в США стала культовой, сделав главного персонажа практически героем нашего времени. И после успеха двух фильмов было бы логично продолжить историю.
Гибель Сергея Бодрова в Кармадонском ущелье в Северной Осетии практически поставила точку в этом замысле. Хотя Виктор Сухоруков, исполнявший роль старшего брата, и пытался уговорить Алексея Балабанова на третью часть. Артист даже придумал вариант, чтобы объяснить зрителю отсутствие героя Данилы Багрова.
Виктор Сухоруков просил Алексея Балабанова снять фильм «Брат-3».
«Сережи тогда уже не было. И Балабанов задал мне вопрос, как я представляю фильм без Бодрова, но я сумел и на него ответить. Я даже готов был отказаться от своего персонажа, лишь бы Алексей снял продолжение. Но Балабанов принципиально отказался. По его словам, он не знал этого времени, поэтому не смог бы сделать все достоверно», — рассказал Виктор Сухоруков.
Съемки «Брата-2» велись в США, но бюджет фильма был весьма ограничен, поэтому Алексей Балабанов решил сэкономить на профессиональных актерах и звездах, пригласив местных артистов, многие из которых не имели профессионального образования. К примеру, телеведущую с которой у Данилы Багрова случилась кратковременная интрижка, сыграла журналистка телеканала в Чикаго Лиза Джеффри. По ее словам, сниматься у Балабанова было интересно, хотя русские ее и пугали тем, что во время съемок часто распивали алкоголь, что не мешало работе, но делало их «дикими» в глазах американки.
Американская журналистка оценила игру Сергея Бодрова-младшего. Кадр из фильма.
Впрочем, не обошлось и без звёзд. Небольшую роль водителя большегруза Бена сыграл популярный артист Рэй Толер. Российским зрителям он знаком в том числе и по роли дяди Роба в фильме «Один дома». Именно к его персонажу летела на каникулы многочисленная семья Маккалистеров, что и повлекло за собой невероятные приключения племянника мужчины Кевина, оставшегося в одиночестве в большом доме. Правда, после съемок Рэя Толера у Алексея Балабанова, артиста все реже стали приглашать киностудии, не оценив его работу с российским режиссером. В результате уже в 2009 году Толер завершил карьеру и стал тихим домохозяином.
Актер, сыгравший в комедии «Один дома». стал звездой фильма Алексея Балабанова. Кадр из фильма.
Если сотрудничество Алексея Балабанова с американским артистом сыграло не на пользу последнему, то в жизни переводчика из Великобритании Эштона Крейга российский режиссер выступил в качестве спасителя. Все дело в том, что в 2003 году Крейг приехал на учебу в Санкт-Петербург, завершив обучение, он загорелся желанием остаться в российской северной столице, но почти сразу лишился работы и жилья, так как в коммунальной квартире, где он был вынужден проживать, начался ремонт, а на другое жилье денег у переводчика не было.
В этот период Эштон Крейг знакомится с супругой Алексея Балабанова, которая и предложила ему стать учителем английского для своего сына Петра, а самому переводчику пожить в монтажной комнате Балабанова, пока режиссер был в отъезде на очередных съемках. По возвращению домой Балабанов не стал прогонять Крейга, а сдружился с ним.
«Я даже представить не мог, что это именно тот самый режиссер, создавший фильмы «Брат» и «Брат-2», которые я смотрел, когда был студентом. Алексей общался со мной спокойно, было ощущение, что мы давно знакомы. Это был один из самых искренних русских, которых я встречал. В общении он был прост и прямолинеен, статус знаменитого режиссера в нем совершенно не чувствовался», — вспоминал позднее британский переводчик.