Пенные гребни волн Аравийского моря с шипением растекаются по побережью. Плодородная полоса нежной зелени доказывает, что муссон посылал обильные дожди в течение прошлого лета для роста банановых и гранатовых деревьев и кокосовых пальм. В дымке утра вырисовываются скалы и валуны, непроходимые ущелья могучего массива плато Дофара в Омане. Там благоухает ладан, аромат богов.
Женщины и мужчины, живущие от сбора ладана, ищут драгоценное вещество. Горы Дофара мешают влаге попасть из океана в Оман. Чем дальше идет вверх серпантинная дорога, тем становится суше. Кажется, в мерцающем воздухе ничто не движется. Только верблюды плывут в замедленном ритме по пустоши камней и песка. Запахи не чувствуются, в воздухе только пыль. И все же: здесь растет «белое золото», для многих аромат богов.
Местные жители раньше едва ли могли позволить себе такую роскошь
В этих засушливых краях ладан особенно хорош. Поэтому он и самый дорогой. Белые зерна с зеленым оттенком и восхитительным ароматом ценятся у знатоков. На юге султаната можно часто увидеть мужчин в дишташе, традиционных белых туниках с душистой кисточкой на вороте. Они используют всего одно зернышко ладана, чтобы весь день от них приятно пахло. Ранее местные жители не могли позволить себе эту роскошь: липкая смола дерева Босвеллия, растущего здесь, была слишком дорога. Она собиралась внутри страны, отправлялась с караваном верблюдов по извилистым путям к побережью, а затем плыла через пустыню и через океаны. Все правители мира меняли ее на золото. Благовония, вероятно, были самым дорогим и желанным товаром древности.
Неприметные и хилые как кусты, деревья Босвеллия растут в пустыне и сливаются своим серо-коричневым тоном с ландшафтом. Они пускают корни глубоко в скалу. Чешуйчатая кора, похожая наощупь на тонкую бумагу, отслаивается с треском. Только тогда появляется намек на горький аромат ладана. Бедуины говорят, что некоторые деревья дают много смолы, другие ничего. Некоторые года бывают хорошими для сбора, некоторые плохими. В хороший год можно собрать до 10 тонн благовоний.
В то время как спрос на ладан упал в остальной части мира и восстанавливается медленно, в Омане используют много ладана. В каждом доме есть кадило. Таким образом оманцы ароматизируют волосы, одежду и дом. Дым не только удаляет неприятные запахи, но и защищает от бед и злых духов. В музее Земли Ладана расскажут, что есть 25 видов деревьев, растущих в таких странах, как Индия или Сомали. Однако Босвеллия Сакра дает лучшую смолу и растет только на юге современного Омана.
Слезы Аллаха
Уже в 5-ом тысячелетии до нашей эры продавался ладан из Дофара. Врачи пользовались им для очистки ран и «укрепления духа и разума». Он был использован в ритуальных церемониях египтян при мумифицировании фараонов. Император Нерон, как говорят, использовал годовой запас ладана, чтобы почтить свою умершую жену. Позже ладан был оценен по достоинству и приверженцами ислама, которые называли его «Слезы Аллаха».