В иле сохранилось необычное религиозное сооружение, которое по своему масштабу уступает только Панагии Сумеле — самому большому монастырю страны.Монастырь Девы Марии в Шебинкарахисаре уникален своей «обложкой» — сооружение буквально находится внутри скалы. История ещё началась 1800-1850 лет назад. Обитель религиозной общины условно делится на 4 сектора: уборные, кухню и трапезную, учебные классы и кельи, а также церковь — на верхнем уровне.
Не так давно монастырь Девы Марии прошёл реставрацию. Процесс возобновления завершился в 2013 году. По словам реставраторов в ходе ремонтных работ они активно общались с Варфоломеем — греческим патриархом в республике. Такой собеседник был не зря — правоверные греки размещались в монастыре долгое время вплоть до 40-х годов прошлого столетия. В то время греки проживали в соседних районах и часто использовали это сооружение для богослужений и других религиозных мероприятий.
Глава туризма и культуры Гиресуна Кемаль Гюргенджи отмечает, что увеличению количества посетителей должно поспособствовать выгодное место положение достопримечательности.
«Маршрут, на котором находится монастырь Девы Марии, соединяет Центральную Анатолию с Черноморским регионом. По сути, каждый турист, который передвигается по этому маршруту, может с лёгкостью заглянуть сюда на экскурсию. Тем более, что монастырь находится всего в 11 км от шоссе», — отметил Гюргенджи.Также нельзя не принять во внимание, что на данный момент монастырь Девы Марии является самым большим из ныне доступных — его площадь составляет 27 500 кв. м. Упомянутая Сумела сейчас находится на реставрации, поэтому часть туристов, приезжающие в Трабзон, может заинтересоваться в альтернативе.
Представители турсектора уже несколько лет пытаются обустроить район монастыря как новое туристическое образование. В 2012 году местные власти заявляли о планах создании в этих местах «центра зелёного туризма», но особого продолжения объявленная концепция не получила. Впрочем, монастырь Девы Марии как отдельная достопримечательность заслуживает внимания гостей, но без сопутствующей в окружении инфраструктуры, вряд ли туристы захотят проводить здесь много времени. Возможно в этом и кроется основной барьер перед ростом количества путешественников в это место.