За одну ночь меняются декорации за окном поезда. Исчезают обрывистые, покрытые снежными шапками вершины хребта Тянь-Шань, где, должно быть, в отдаленных ущельях еще можно найти огнепоклонников и шаманов. Горные луга в цвету, березовая роща со свежей зеленью, абрикосовые, вишневые и миндальные деревья пролетают мимо. Между закатом и восходом солнца страна изменилась. Через несколько часов картинка за окном опять меняется: теперь это песок, желтый и охряно-коричневый, местность плоская, как блин, без деревьев, лишь кое-где приземистый пыльный кустарник. До самого горизонта простирается степь. Небо глубокого цвета ляпис-лазури, как нарисованное. Маршрут экспресса «Шелковый путь» проходит по просторам Центральной Азии, по караванному пути, только в настоящее время по железной дороге.
Грезы из «Тысячи и одной ночи»
По бортовому радио звучат традиционный узбекский барабан — дойра, восточные длинношеие лютни – танбур и дутар. Под национальную музыку перед мысленным взором проплывают мечети, мавзолеи и медресе, дворцы и площади. Кажется, что чувствуешь аромат восточных специй, видишь колыхание нежных тканей, оживленные базары и сильно нагруженные верблюжьи караваны, пересекающие от оазиса к оазису пустыни Кара-Кум и Кызылкум. Представляешь очень богатых купцов, путешествующих в течение нескольких месяцев, и талантливых поэтов, художников и ремесленников, которым платят за их искусные умения эмиры, ханы и халифы. Это впечатления от сказок «Тысячи и одной ночи».
На Шелковом пути встречались купцы всех стран мира. Золото, стекло и драгоценные камни отправлялись на восток. Китайцы покупали меха из Сибири и степных лошадей, фарфор, жемчуг и перец из Индии и Китая отправлялись на запад, сначала в города на Востоке, в Исфахан, Багдад и Дамаск, а потом через Средиземное море в Рим и Венецию. Не только товары путешествовали по Шелковому пути, но и изобретения и идеи: буддизм и ислам пришли по торговому пути, порох и стремена попали таким же образом из Центральной Азии в Европу.
Вдоль пути расположены самые красивые и важные города. Прежнее название Бухары переводилось как «божья красота», и город заслуживает такое имя: более тысячи зданий напоминают о расцвете Шелкового Пути, когда город считался одним из центров мировой торговли. Мавзолей Саманидов, медресе Мир-э-Араб и крепость Арк, где когда-то правили эмиры, украшены древними изразцами и резьбой.
Исторические здания восстановлены по кирпичику. Также сохранена историческая красота Самарканда. Памятник средневекового зодчества, площадь Регистан, самое красивое место в Центральной Азии, открывается удивленным посетителям. Площадь окружена тремя большими медресе с украшенными красочной керамической плиткой богатыми порталами, за ними блестят глазурованные купола мечетей. Поражают красотой древние строения – историческая обсерватория Улугбека, мавзолей Гур-Эмир, комплекс усыпальниц Шахи-Зинда.
В столице Узбекистана, Ташкенте, также сохранены старинные здания, но их гораздо меньше: землетрясение 1967 года разрушило большинство исторических памятников города. Он был возведен заново, и теперь это большой красивый современный город, который тоже может предложить гостям много интересного.